<!--# include virtual="/inc/titles/Snp5hHBEa4cwh4lA.html" --><!--# set var="page" value="{Snp5hHBEa4cwh4lA}" --> <!--# include virtual="/inc/titles/site.html" -->

Автоматический включатель дальнего света фар «в полнакала» или дальний свет в качестве дневных ходовых огней.


С ноября 2010 года новые поправки в ПДД обязывают водителей транспортных средств включать дневные ходовые огни (ДХО) не только вне населённых пунктов, но и в них. При этом при отсутствии ДХО водителям предлагается включать либо ближний свет фар, либо противотуманные фары. Также введено само понятие ДХО.

Представленное микропроцессорное устройство позволяет полностью автоматизировать процесс включения/выключения ДХО без вмешательства водителя. Также устройство обеспечивает напоминание о не выключенных внешних световых приборах. В качестве ДХО используются фары дальнего света работающие «в полнакала». Данный режим обеспечивается схемой ШИМ (широтно-импульсной модуляцией), которая подаёт на накал ламп 10-50% мощности. Мощность накала выбирается водителем в ходе эксплуатации данного устройства путём комбинаций включения/выключения штатных выключателей (режим изменения настроек) и с дальнейшим запоминанием в энергонезависимой памяти микропроцессора выбранного режима. При желании функцию ШИМ можно отключить и оставить устройство только в режиме звуковой сигнализации. При этом устройство оповестит о необходимости включить/выключить световые приборы в зависимости от режима использования автомобиля. Также существует возможность полного отключения функций устройства. Полностью автоматический режим работы устройства предотвращает получение штрафа от ГИБДД и разряд аккумулятора.

Основные плюсы данного устройства:

  1. Простота изготовления: в устройстве используется минимальное число элементов-20шт. Размеры печатной платы при использовании обычных выводных элементов сравнимы со спичечным коробком
  2. Дешевизна: Стоимость элементов для сборки данного устройства для города Хабаровска по состоянию на конец 2010 года составила около 250 рублей.
  3. Доступность: Все используемые элементы находятся в свободной продаже в магазинах габаровска.
  4. Простота подключения: для подключения данного устройства к проводке автомобиля нет необходимости тянуть провода в моторный отсек, перекусывать штатную проводку или устанавливать мощные реле. Все подключения производятся в салоне автомобиля практически в одной точке (подрулевой переключатель света фар)
  5. Простота использования – «поставил и забыл»: Устройство работает полностью в автоматическом режиме включая ДХО только при движении и выключая ДХО при остановке двигателя, т.о. исключается вероятность разряда аккумулятора или получения штрафа от инспекторов ДПС из-за забывчивости включить (выключить) ДХО.
  6. Большой спектр сервисных функций: помимо основного назначения устройства – включения ДХО, устройство обеспечивает звуковую сигнализацию и оповестит о необходимости включить/выключить световые приборы в зависимости от режима использования автомобиля. Устройство имеет регулируемые настройки режима ШИМ и режима работы самого устройства. Изменение режимов работы производится в меню настроек микроконтроллера с дальнейшим сохранением настроек в энергонезависимой памяти микроконтроллера. Вход в режим изменения настроек производится путём комбинаций включения/выключения штатных выключателей автомобиля.
  7. Современная элементная база устройства (микроконтроллер фирмы Microchip и MOSFET транзистор) обеспечивают стабильную и надёжную работу устройства с высоким КПД и низким энергопотреблением.
  8. Использование штатных фар дальнего света в качестве ДХО с мощностью накала 10-50% (выбирается водителем): Использование штатных фар дальнего света имеет ряд преимуществ перед другими методами организации ДХО:
    1. Нет необходимости укомплектовывать автомобиль дополнительными внешними световыми приборами (ДХО), которые ощутимо дороже данного устройства. К тому же трудозатраты на установку дополнительной оптики и её подключение значительно превышают трудозатраты на изготовление данного устройства и его подключение. Также, зачастую, попросту нет места для установки дополнительных внешних ДХО.
    2. Включение нитей накала дальнего света фар «в полнакала» практически не уменьшает срок службы ламп, а т.к. дальний свет используется значительно реже ближнего, то ресурс нитей дальнего света остаётся практически вечным.
    3. Световой пучок дальнего света распределяется более равномерно в отличие от ближнего света фар или противотуманного света. Т.о. видимость автомобиля значительно улучшается другими участниками дорожного движения. Включение ламп «в полнакала» исключает ослепление водителей встречных автомобилей.
    4. Т.к. включение дальнего света «в полнакала» производится в независимости от других внешних световых приборов (в отличие от ближнего света или противотуманного, где одновременно включаются габаритные огни), то лампы стопсигналов становятся более различимы для других водителей ввиду большего контраста из-за отсутствия свечения габаритных огней, что снижает возникновение аварийных ситуаций. В салоне автомобиля водитель также испытывает больший комфорт, т.к. отсутствует эффект «приглушения» информационных табло при включенных габаритных огнях.
    5. Включение дальнего света «в полнакала» практически не увеличивает расход топлива, т.к. потребляемая мощность лампами минимальна.
    6. Использование дальнего света фар «в полнакала» не противоречит Российскому законодательству: ГОСТ 41.78-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации», п.2.7.24 дневной ходовой огонь: Огонь направленный вперёд и используемый для обеспечения лучшей видимости транспортного средства при его движении в дневное время. Примечание: Допускается использование других устройств, обеспечивающих эту функцию.



К минусам данного устройства стоит отнести его не 100% универсальность. Во-первых это устройство вообще не применимо если в вашем авто установлены газоразрядные фары (ксенон) дальнего света, а во-вторых конструктивные отличия схем автомобилей накладывают на схемотехнику данного устройства некоторый отпечаток. Соответственно возможно придётся немного изменить схемную часть устройства, разводку платы и немного подкорректировать прошивку микроконтроллера.

Принципиальная схема устройства приведена на рисунке 1.


 

Рисунок 1

 


Описание схемы:

Основной элемент схемы - доступный и недорогой микроконтроллер PIC12F629 фирмы Microchip.

Питание микроконтроллера осуществляется от стабилизатора DA1, напряжение на который поступает с выключателя габаритных огней автомобиля и с замка зажигания через диоды VD1 и VD2 соответственно. Это обеспечивает питание микроконтроллера при наличии любого напряжения – либо с замка зажигания, либо от габаритных огней.

Резисторы R1 и R2, R5 и R6 образуют два делителя напряжения. Первый подключен к цепи после замка зажигания, а второй – к лампе индикации режима парковки. При подаче напряжения на вход каждого из делителей на соответствующем входе микроконтроллера устанавливается уровень логической единицы. При отсутствии напряжения на входах микропроцессора устанавливается уровень логического нуля. На элементах VD3 и R3, VD4 и R4 собраны согласующие цепи для контроля состояния включения ближнего и дальнего света фар. При выключенных фарах ток через диоды не протекает, а линии микропроцессора оказываются подтянутыми внешними резисторами к плюсу, т.о. на входах микроконтроллера устанавливается высокий уровень. При включении головных фар диод открывается и на соответствующем входе микроконтроллера устанавливается низкий уровень. Не смотря на то, что микропроцессор имеет возможность программой подтяжки входной линии к плюсу, в цепях согласования использованы внешние резисторы, что по некоторым сведениям улучшает помехозащищённость схемы, а в условиях импульсных помех при работе ДВС это крайне необходимо.

В главном цикле программы микроконтроллера постоянно опрашивается состояние входов. При определённых комбинациях сигналов, микроконтроллер на выходе GP1 генерирует сигнал частотой 4,1кГц. Сигнал воспроизводится пьезокерамическим звонком HA1 (пьезозуммер) с резонансной частотой 4,1КГц.

При комбинациях уровней соответствующим началу движения автомобиля на выходе GP0 появляется сигнал ШИМ, которым управляется ключ, собранный на мощном n-канальном полевом транзисторе с изолированным затвором VT1 (MOSFET). Резистор R7 ограничивает ток вывода микропроцессора GP0 во время заряда затвора VT1. Резистор R9 разряжает затвор VT1 от импульсных наводок. В качестве ключа в данной схеме выбран транзистор 2SK1095 фирмы HITACHI. Можно использовать и другие MOSFET транзисторы отвечающие следующим требованиям: Затвор должен управляться логическим уровнем, ток стока не менее 25А, импульсный ток стока около 100А, напряжение сток-исток более 50В, высокое быстродействие. Примером замены может служить STP36NF06L.

Варианты и схемы подключения:

Ввиду значительного разнообразия схемных решений коммутации головных фар приведу несколько вариантов подключения моего устройства.



Рисунок 2


Для начала отмечу, что данное устройство разрабатывалось как недорогое решение для недорогих машин в которых отсутствуют штатные средства автоматического включения/выключения головных фар, устройств типа «автосвет» или, что ещё хуже, CAN-шина. Также простого решения не стоит ждать владельцам автомобилей с раздельными фарами ближнего/дальнего света, где дальний свет включается в дополнение к ближнему. Так что если вы решили установить моё устройство в свой навороченный японцами автомобиль, то не спрашивайте меня как это сделать. Я попросту не знаю, ибо не знаком с такими автомобилями. Пробуйте и экспериментируйте сами.

Итак, на верхней схеме показан вариант включения головного света фар обычного (ненавороченного) японского автомобиля марки TOYOTA. К подрулевому переключателю подходят два силовых провода. Один от фар дальнего света, другой от фар ближнего света. Это самый простой случай, провода подключения показаны пунктирной линией, а само подключение не вызывает проблем. Именно такая схема и реализована на автомобиле взятом в качестве экспериментального полигона (автомобиль моей супруги).

 На нижней схеме показан вариант с коммутацией силовых проводов штатным реле фар. Узнать есть ли оно в вашем авто можно повключав фары на заглушенном автомобиле и прислушаться. Характерные щелчки с головой выдадут наличие реле. При такой схемной реализации для включения дальнего света фар «в полнакала» необходимо также включать силовое реле. Именно для этой цели и служит отдельный блок элементов показанных на схеме Рис.1 в пунктирном прямоугольнике. Без этого дополнительного компонента фары «в полнакала» включаться не будут. Этот дополнительный компонент ведёт к удорожанию схемы на 20 рублей. Привожу описание принципа работы: 

При появлении на выходе микропроцессора GP0 сигнала ШИМ, конденсатор C3 начинает заряжаться положительными импульсами. Резистор R9 ограничивает ток вывода микропроцессора GP0 во время заряда конденсатора C3. Диод VD5 не даёт разряжаться конденсатору C3 в моменты низкого значения сигнала ШИМ. После заряда конденсатора C3 открывается маломощный n-канальный полевой транзистор VT2 выполняющий роль ключа, что ведёт к включению реле фар. После прекращения сигнала ШИМ на выводе микроконтроллера устанавливается стабильный логический ноль, подзарядка конденсатора C3 прекращается и он разряжается на землю через резистор R10, после чего полевой транзистор VT2 закрывается и реле фар выключается. Диод VD6 на защищает от пробоя транзистор VT2 при всплеске напряжения самоиндукции силового штатного реле, возникающем в момент закрывания транзистора.

Обращаю ваше внимание на то, что работоспособность дополнительного блока проверялась пока только в симуляторе, поэтому гарантировать 100% работоспособность в реальных условиях я не ручаюсь. И я буду признателен, если вы отпишитесь о результатах испытаний.

Существуют автомобили в которых к подрулевому выключателю подходит плюсовой силовой провод и выходят силовые провода на дальний и ближний свет. Именно это просматривается на автомобилях марки HONDA. В данном случае MOSFET транзистор VT1 нужно использовать не n-канальный, а p-канальный. Схема его включения несколько отличается и мной не прорабатывалась, поэтому пока её не привожу. Подглядеть её можно здесь: http://nsskn.narod.ru/pwmheadlamp/pwmheadlampsrc_led.rar. Автор темы "Реализация дневных ходовых огней (DRL): дальний свет в пол накала" реализовал на своём автомобиле схему на p-канальном MOSFET транзисторе.

Ещё один вариант – это когда к подрулевому переключателю подходят только слаботочные провода управления силовыми реле головных фар. В этом случае простого решения с подключением моего устройства не существует. Нужно выносить силовую часть устройства под капот и тянуть дополнительные провода, что довольно хлопотно.

С вариантами подключения, надеюсь, стало понятно. Ещё один момент в схеме устройства – это подключение одного входа микроконтроллера к лампе индикации режима парковки. Именно этот сигнал главным образом служит для микроконтроллера командой на запуск ШИМ. Однако не все автомобили снабжены автоматической коробкой перемены передач. Для тех у кого механическая коробка я рекомендую этот вывод подключить к датчику стояночного тормоза. Тогда резистор R5 нужно заменить на диод, а резистор R6 взять номиналом 33К подтянуть не к земле, а к плюсу. Соответственно алгоритм работы программы микроконтроллера тоже поменяется и для этого необходимо изменить работу микроконтроллера в режиме изменения настроек (смотри ниже).

 Разводка печатной платы приведена на рисунке 3.

   

Рисунок 3

 

После монтажа элементов платы на MOSFET транзистор VT1 устанавливается алюминиевый радиатор охлаждения. Я поставил от чипсета старой материнской платы. Можно поставить радиатор произвольной конструкции со схожими параметрами теплоотвода. Сам транзистор запаивается на плате со стороны фольги, и загинается к плате. Т.о. устройство будет занимать минимальные размеры. При выборе места размещения в автомобиле нужно учесть наличие свободного пространства над радиатором транзистора для обеспечения циркуляции воздуха с целью его охлаждения.

Рекомендуется запаять на плату винтовой разъём для комфортного подключения устройства к штатной проводке автомобиля, на витрине магазина он лежит под надписью "терминальный блок".

Фото готового устройства приведено ниже.

 




Объединение минусового провода от транзистора MOSFET с минусовым проводом устройства не допускается. Минусовой провод от транзистора MOSFET подключается непосредственно вблизи подрулевого выключателя, а минусовой провод устройства надёжно подключается с помощью клеммы под болт на кузов автомобиля.

Большинство проводов подключается к штатным проводам колодки подрулевого выключателя. Сигнал с датчика парковки проще всего снять с приборной панели.

Провода лучше всего использовать с двойной изоляцией, либо обматывать слоем изоленты.

Для входа в меню режима настроек микропроцессора необходимо поставить автомобиль на парковку, включить габариты, включить зажигание, 5 раз моргнуть ближним светом и 2 раза моргнуть дальним светом. При этом пауза между морганиями фарами не должна составлять больше 2 секунд. При входе в режим настроек прозвучит длинный звуковой сигнал, затем одиночный сигнал средней продолжительности и короткие звуковые сигналы. Количество коротких звуковых сигналов зависит от выбранного режима (смотри таблицу)

количество коротких звуковых сигналов

режим

логика работы устройства

нет коротких сигналов

0

устройство отключено полностью

1 короткий

1

ШИМ 10%

2 коротких

2

ШИМ 20%

3 коротких

3

ШИМ 30%

4 коротких

4

ШИМ 40%

5 коротких

5

ШИМ 50%

6 коротких

6

ШИМ отключен, устройство работает только в режиме звукового оповещения



Переход между режимами производится циклически по возрастающей. Для перехода необходимо моргнуть ближним светом фар, при этом прозвучит один сигнал средней продолжительности и короткие звуковые сигналы соответствующие выбранному режиму.

Для изменения режима парковки на режим стояночного тормоза и обратно необходимо моргнуть дальним светом. При этом два звуковых сигнала будут означать, что у вас вход микроконтроллера подключен к стояночному тормозу, а один звуковой сигнал – к парковке. По умолчанию в микроконтроллере запрограммирован режим парковки, соответственно если вы подключили вход к стояночному тормозу, то для первого входа в режим изменения настроек «ручник» должен быть отпущен.


 Для выхода из режима изменения настроек достаточно выключить зажигание, при этом выбранный режим сохраняется в энергонезависимой памяти микроконтроллера до следующего изменения.  

Если сначала выключить габаритные огни, а затем зажигание, то выбранный режим не будет сохранён в энергонезависимой памяти и процедуру изменения режима необходимо будет повторить вновь.


Данное устройство успешно эксплуатируется в г.Хабаровске на автомобиле Toyota Starlet 1995 г.вып.

Фото автомобиля со включенным устройством на 20% мощности:


Для прошивки микроконтроллера рекомендую использовать очень простой, но вполне работоспособный программатор: http://gbx.ru/index.php?s=aae3a08b0a422724bd6dc79b28233a72&act=Attach&type=post&id=8192

В этой статье пошагово расписана методика прошивки микроконтроллера: http://gbx.ru/index.php?showtopic=20573


При использовании материалов статьи ссылка на эту страницу обязательна. (С) Sprinter4WD, 2010г.


Скачать прошивку (hex файл), исходник (ASM), схему (формат sPlan 7.0)  и разводку печатной платы (формат Sprint Layout 4.0) можно здесь: http://sprinter4wd.narod.ru/moi_proekti/DRL/files/PWM.7z


P.S. Вместо микроконтроллера PIC12F629 можно использовать PIC12F683 без каких либо переделок в схеме. Слегка подправленная прошивка (и исходник) для PIC12F683 прилагается в архве. PIC12F683 немного дороже, зато, я слышал, что их можно нахаляву наковырять в старых картриджах для лазерных принтеров.
P.P.S. Обсудить устройство, задать вопросы и высказать мнение можно на форуме по ссылке: Обсуждение устройства автоматического включателя ламп дальнего света в полнакала.
Яндекс.Метрика

© Sprinter4WD